Чтобы увеличить эффективность сайта и конверсию — процент посетителей, ставших Вашими клиентами, — необходимо в первую очередь проанализировать посещения веб-сайта.
Нам важно знать:
Источник траффика, т.е. откуда приходят посетители. Это помогает определить, какое направление продвижения стоит развивать.
Среднее время, проведенное человеком на сайте, и количество просмотренных страниц. Эти метрики показывают заинтересованность людей нашим сайтом.
Конверсию — количество людей, совершивших нужно нам действие (например, заказ) по отношению к общему количеству посетителей. Ведь одна из основных целей анализа — увеличить конверсию.
Поведение посетителей. На какие страницы они приходят и с каких уходят. Какие разделы им интересней других. Какие баннеры привлекают, а какие — нет. Это поможет вынести важное содержимое и элементы дизайна в легкодоступное место и убрать лишнее.
Рассмотрим, какими инструментами мы можем воспользоваться для получения нужных данных.
Веб-аналитика
Для получения всей вышеперечисленной информации в Битриксе (редакции «Эксперт» и старше) существует модуль «Веб-аналитика».
В отличие от других решений, «Веб-аналитика» работает на стороне Вашего сервера, что дает ей несколько уникальных преимуществ:
«Веб-аналитика» учитывает индексацию поисковыми машинами, поэтому Вы имеете возможность убедится, что сайт постоянно индексируется.
«Веб-аналитика» показывает посетителей на сайте в реальном времени.
«Веб-аналитика» дает подробную отчетность по кликам на баннеры и, в общем случае, может учитывать любые события. Например, модуль может учитывать добавления товаров в корзину, заполение форм или создание запросов в техподдержку — все это с построением отчетов за любой период.
Но одного модуля «Веб-аналитики» недостаточно, о чем я рассказывал раньше, либо его нет, т.к. редакция Битрикса младше «Эксперта». К тому же, «Веб-аналитика» создает существенную нагрузку и увеличивает время генерации страницы.
На помощь приходят сторонние сервисы. Самые популярные в России — Google Analytics и Яндекс.Метрика, и оба абсолютно бесплатные.
Google Analytics
Google Analytics очень хорошо подходит для аналитики в области электронной коммерции, т.к. при правильной настройке хорошо «считает деньги». Он способен отобразить сумму продаж или количество наименований в корзине на источник траффика, или страну, или браузер пользователя — практически на любую метрику. Вполне может получиться так, что половина Ваших покупателей — жители Екатеринбурга, которые нашли Вас через Яндекс. Такая информация дает Вам пищу для размышлений и позволяет разработать план дальнейших действий.
Подключив Google Analytics к своему аккаунту Google AdWords, Вы можете всю финансовую информацию по рентабельности рекламы в AdWords в разрезе отдельных рекламных компаний.
Одна из незаменимых возможностей Google Analytics, отсутствующая у других статистических сервисов, — возможность генерировать собственные события. Фактически, это Ваша возможность создать собственную метрику и затем проводить аналитику по нужному Вам срезу. Например, на одном из наших проектов, мы таким образом собираем аналитику по скорости загрузки страницы конечным клиентам (не путать с временем генерации страницы). Изначально такой метрики в Google Analytics нет, но механизм собственных событий позволил нам ее добавить (время в мс):
На большом объеме данных хорошо прослеживается корреляция между временем загрузки страницы, количеством просмотренных страниц и временем, проведенным на сайте.
Стоит отметить, что Google Analytics не показывает отчеты в реальном времени, и данные обновляются примерно раз в сутки. Если есть необходимость анализировать посещения в реальном времени (например, во время резкого наплыва посетителей во время промо-акции), имеет смысл использовать сервис с меньшей задержкой, например, Яндекс.Метрикой, либо специализированный сервис, рассчитанный на работу в реальном времени, например, Chartbeat или Woopra.
Яндекс.Метрика
Российский аналитический сервис от Яндекса не только не отстает от конкурентов, но и во многом их превосходит.
Во-первых, Яндекс.Метрика строит т.н. тепловые карты, которые являются крайне полезным инструментом для визуального анализа Вашего сайта:
Карту кликов также строит и Google Analytics, но из-за отсутствия расцветки она менее понятна. Вдобавок Яндекс графически отрисовывает переходы между страницами:
Во-вторых, Яндекс.Метрика учитывает внешние переходы и загрузки файлов. Иногда важно знать не только, с каких сайтов пользователи пришли, но и на какие они уходят.
В-третьих, Яндекс обладает персональными данными пользователей, что позволяет ему построить демографический профиль по возрасту и полу. Я уже писал об этом в «Скорость имеет значение, часть 2. Статистика сайта».
Наконец, одна из самых полезных возможностей Яндекс.Метрики — Вебвизор. Вебвизор позволяет Вам наблюдать за всеми действиями пользователя — его перемещения на странице, клики, ввод в поля, движения курсора. Практически полная видеозапись с его монитора. Подробнее о Вебвизоре.
Яндекс и Google точнее определяют страну и город пользователя, так как в привязке населенного пункта к IP-адресу им помогают миллионы пользователей. «Веб-аналитика» от Битрикса требует загрузки одной из баз городов отдельно, но и эти базы уступают в точности тем, что используют Яндекс и Google. Если географическое распределение пользователей важно для Вашего бизнеса, воспользуйтесь внешним сервисом вместо встроенного в Битрикс модуля.
Яндекс.Метрика куда более точно определяет переходы с русских поисковых движков. Ей известны mail.ru, QIP, WebAlta, Nigma, Conduit, ukr.net, poisk.ru, tut.by и другие. Google же из всех популярных в России поисковиков узнает только Яндекс, Рамблер и сам себя :)
Какой из сервисов использовать? Наша рекомендация: использовать несколько сервисов одновременно, чтобы обеспечить сбор и анализ всех необходимых данных. Яндекс.Метрика на сегодняшний день является наиболее полезным сервисом из рассмотренных.
Особые случаи
Мы рассмотрели лишь «аналитику для всех». Существует целый класс сервисов, предоставляющих особые виды аналитики. К примеру, владельцу социальной сети может быть важна аналитика в реальном времени, причем с явной индикацией пользователей, которые пишут, и пользователей, которые читают. И такие решения существуют. Если Вам нужна необычная аналитика, заходите на кофе.