Скорость имеет значение

// 05.02.2010
2 мин читать
1485 просмотров
Скорость имеет значение. Я говорю о скорости работы Вашего сайта. Многие владельцы сайтов не придают этому фактору значения. Я постараюсь объяснить, почему это важно. Скорость влияет на принятие решения посетителями Пользователи инстинктивно закрывают медленные с их точки зрения сайты. Одни закроют Ваш сайт, предпочтя более быстрый сайт конкурента. Другие не успеют дождаться загрузки сайта и закроют его, решив, что с сайтом что-то не так. Медленные сайты плохо влияют на психологический комфорт людей. Если страницы сайта загружаются по пять секунд, дискомфорт сделает свое дело, и с Вашего сайта уйдут. Зачастую пользователи сами не могут объяснить почему им не нравится красивый и информативный, на первый взгляд, сайт. И часто дело в скорости. В середине 2009 года Google и Microsoft провели независимые исследования, которые затем представили совместно на Velocity Conference. В докладе было показано, что в рамках исследования (на реальных пользователях поискового сайта Bing.com) при задержке в 2 секунды средняя выручка с пользователя падала на 4,3%: Скорость влияет на вовлеченность посетителей Проведите следующий мысленный эксперимент. У Вас есть сайт с постоянными посетителями. Сайт, на котором посетители то и дело перемещаются по страницам. Идеальный пример - социальная сеть или форум. У одного из ваших посетителей обеденный перерыв, и он решает потратить час на работу с Вашим сайтом. Уменьшив скорость сайта всего на 10%, Вы вынудите его просмотреть на 10% меньше страниц. Он увидит на 10% меньше рекламы. Создаст на 10% меньше публикаций или комментариев. Шансы, что он что-то купит, уменьшаются на 10%. Он подружиться с меньшим количеством людей. Просто потому, что его время ограничено. Простая арифметика. Это учебный пример, на практике, конечно, зависимость не будет такой прямой. Но даже если увеличение скорости сайта на 100% приведет к увеличению действий лишь на 1%, это уже повод задуматься. +1% к прибыли - иногда это не так мало. Что еще более интересно, в своем широко известном (в узких кругах :)) эксперименте исследовательская лаборатория Google показала, что потеря пользовательского интереса на медленном сайте растет со временем. Иными словами, если задержка при загрузке страницы сегодня отсечет определенный процент пользователей, то через некоторое время уйдут и те, кто сегодня с ней мирится. В том же исследовании Google показал, что значение имеют и малые задержки, даже десятая часть секунды. То есть распространенное в 90-х годах мнение, что "все, что быстрее 1 секунды - хорошо", в наше время широких каналов уже не актуально. Скорость влияет на поисковое ранжирование Странно видеть, как многие компании тратят деньги на поисковую оптимизацию, и потом теряют посетителей из-за медленно работающего сайта. Клиентов нельзя купить, отдав деньги SEO-специалисту. Клиентов придется завоевать. "Разгон" сайта сам по себе уже является методом поисковой оптимизации. Во-первых, очевидно, что поисковый робот быстрее проиндексирует тот сайт, который быстрее отдает страницы. Современные поисковые роботы обладают достаточным искусственным интеллектом, чтобы чаще опрашивать те сайты, которые отдают страницы быстро. Ваша информация будет попадать в поисковую выдачу раньше, чем информация конкурентов. Во-вторых, скорость работы сайта становится ранжирующим фактором. Именно так. Сайты, которые работают быстрее, будут стоять выше в выдаче поисковых машин. Первым подобный фактор начнет, если уже не начал, использовать Google, о чем один из разработчиков Мэтт Каттс заявил на конференции PubCon в прошлом году. Учитывая, что доля российского рынка у Google составляет более трети, оптимизация скорости сайта может существенно поднять его посещаемость. В том, что Google будет серьезно относиться к скорости, сегодня уже не осталось сомнений. За последние полгода компания сильно вложилась в пропаганду быстродействия: создала специальный сайт, помогающий оценить скорость страниц и дающий общие рекомендации по оптимизации; разработала два плагина для браузеров (Page Speed и Speed Tracer), единственной задачей которых является анализ производительности; выпустила оптимизатор JavaScript; анонсировала новый протокол, который должен быть на 50% быстрее HTTP. И даже запустила собственный публичный DNS-сервер. И все это с одной единственной целью - "сделать всемирную паутину быстрой". Сайты - основная часть этой паутины. Кто виноват? Кто виноват в том, что сайты работают медленно? Бывает, виноваты хостеры. В стремлении удешевить свои услуги до невозможности, они нагружают как серверы, так и каналы сверх нормы. К тому же, серверы хостеров настроены таким образом, чтобы выполнять как можно более широкий круг приложений, ведь хостинг - услуга массовая, и надо угодить всем, а не конкретному клиенту. В итоге теряется производительность и некоторые возможности. Бывает, виноваты администраторы. Многие могут настроить сервер так, чтобы проект заработал, но лишь единицы могут настроить его оптимально. Бывает, виноваты пользователи. Они пытаются сэкономить 300 рублей в месяц, выбирая хостера по самой низкой стоимости, не понимая, что именно им предлагают и за какие деньги. Большинство пользователей просто не может отличить "хорошего" хостера от "плохого" в связи с нехваткой знаний, но и опытные пользователи не всегда делают правильный выбор, т.к. заявленные характеристики хостинга часто (в России - очень часто) не совпадают с заявленными. Бывает, виноваты разработчики. Многие из них видят свою задачу в том, чтобы написать код, который работает "как-нибудь", а некоторые и сознательно халтурят. И они не тестируют свои решения под нагрузкой. На машине разработчика работать будет любой код. Вот будет ли тот же код работать при 100 конкурентных запросах - большой вопрос. Что делать? Некоторое время назад мы предложили нашим клиентам новую услугу - поддержку сайтов, работающих под управлением "1С-Битрикс: Управление сайтом". Несмотря на привычное название - поддержка сайтов, - наша услуга принципиально отличается от имеющихся на рынке предложений по ряду параметров, но я отмечу только те, которые влияют именно на скорость работы сайтов:
  • серверы, на которых мы размещаем сайты наших клиентов, оптимизированы под Битрикс;
  • серверные ресурсы, которые мы выделяем под сайт, гарантированы; никаких перепроданных мощностей и проблемы "плохого соседа";
  • и главное - мы гарантируем определенную производительность сайта (зависит от тарифного плана).
Приведу реальный пример, как выбор хорошего подрядчика может изменить Ваш сайт к лучшему. Это график, на котором Google отследил среднее время загрузки страниц с сайта одного из наших клиентов. В декабре сайт располагался у одного из ТОП-10 хостеров в Москве. У поисковика уходило в среднем 6(!) секунд на загрузку одной страницы. Сайт не только находился в красной зоне, он был медленнее, чем 68% всех сайтов в мире. В конце декабря была оформлена подписка на поддержку сайта, и он был перенесен на сервер под нашим управлением. Время загрузки страницы уменьшилось в 3 раза, до 2 секунд. Такое положение дел нас не устраивало, и мы приступили к диагностике. Выяснилось, что помимо некорректных настроек самого продукта, ряд заказных компонентов был написан разработчиками без оглядки на производительность. После исправления кода компонентов к концу года, скорость загрузки страницы упала в 10(!) раз до 200 мс. Обратите внимание на примечание от Google: "This is faster than 99% of sites" ("Это быстрее, чем 99% сайтов"). Скорость имеет значение.